Развлечения «Доказательство»: доверяй, но проверяй?

«Доказательство»: доверяй, но проверяй?

Смелой постановкой о математической драме с психологическим подтекстом со своими зрителями поделились актеры театра «Солнце Сибири» (экс-«Буриме») в минувшие выходные. Свою «теорию о доверии» (как окрестили ее на подмостках) под названием «Доказательство», поставленную по одноименной пьесе Дэвида Оберна, театр вынашивал целых три года. И вот что из этого вышло.

Постановку можно назвать смелой не за новаторские ходы или оригинальную подачу материала, а хотя бы просто потому, что она оказалась в репертуаре молодого театра. Судите сами. Молодое дарование по имени Кэтрин, обладающая математическим гением, вынуждена бросить учебу, чтобы ухаживать за еще более гениальным, но безумным отцом. Старик, в юные годы перевернувший своими открытиями математику, астрофизику и, по-видимому, другие точные науки, спятил и тем самым изменил жизнь младшей дочери, вынужденной прозябать с ним в Чикаго. После смерти знаменитого родителя девушка пытается найти себя и обнародует доказательство сложнейшей теоремы в истории человечества. Только вот ее старшая сестра Клер и новоиспеченный парень Хэл сомневаются в ее авторстве, а заодно и в рассудке.

По этому же сюжету 10 лет назад вышел фильм с оскароносными Энтони Хопкинсом и Гвинет Пэлтроу. Картина имела неоднозначную оценку: одни восхищенно сравнивали ее с «Играми разума», другие упрекали в занудстве. Кабинетная драма о формулах и взаимоотношениях далеко не всем пришлась по вкусу. Но, пожалуй, и те, и другие сходились на том, что унылый сюжет все-таки спасает игра актеров. Каждый актер по-своему понял своего героя, образ отца и Кэтрин получились в нем особенно драматическими.

Директор театра «Солнце Сибири» Виктор Гуськов заприметил пьесу еще три года назад, тогда он работал помощником режиссера в постановке спектакля «В ожидании Годо», но связался с переводчиком (в свободном доступе текст было не найти) и приступил к репетициям. «Три года мы его видоизменяли: менялся состав, режиссерские решения. Мы полностью его упростили, убрали всякие режиссерские застройки, чтобы он стал максимально актерским. Это такой очень чеховский материал. Это неигровой спектакль», – рассказал Виктор Гуськов.

1 из 5

В театре постановку называют «теоремой о доверии». Этот своего рода слоган не только хорошо передает смысл действия на сцене, но и, на наш взгляд, отражает его концепцию в целом. Ведь огромное доверие к своим актерам проявил здесь и сам режиссер. На протяжении всего спектакля абсолютно статичные декорации и только свет то немного высвечивает, то сильнее притеняет детали. Зритель полностью отдается на откуп актерам. И только им решать, крепко ли держать зал или отпустить восвояси. Отдаленно эта постановка напоминает задачу, поставленную актерам в фильме «12» – минимум внешнего действия, больше внутренней игры.

Квартет актеров в спектакле «Доказательство» со своими ролями справлялся по-разному. Видно было, что каждый из них старался непредвзято отнестись к своему герою, не нахватавшись клеше от первопроходцев. Образы героев в этом спектакле более простые, нежели в фильме, и в финале акцент смещен с Кэтрин на ее бойфренда. Такой интересный вариант тюменскому зрителю предложили актеры.

Кстати, в этом спектакле состоялось сразу два дебюта. Роль Кэтрин исполнила Елена Молдованова, а роль отца сыграл Игорь Швецов. С Денисом Андреевым (Хэл) зрители уже знакомы по постановке «Фронтовичка», а с Кристиной Сенцовой (Клер) – по спектаклю «Победила я».

«Здесь происходит все в одной комнате. Это такая вещь, которую очень боятся все режиссеры. Мы боялись на всех этапах подготовки. Здесь есть над чем еще работать и актерам, и мне. Спектакль не станет меньше на 10-20 минут, но будет более плотным, как только актеры начнут в нем существовать», – поделился впечатлениями режиссер-постановщик.

1 из 5

Действительно, играть в таком спектакле очень трудно. Постановка длится без малого два с половиной часа. Местами сюжет кажется довольно затянутым. Пожалуй, некоторые сцены, не имеющие особой смысловой нагрузки в контексте всего спектакля, без вреда действию можно было убрать. Кроме того, постановку растягивали длинные входы в действие. В итоге спектакль не смотрится но одном дыхании. Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя, ведь «теорема о доверии» касается не только доверия героев друг к другу, а режиссера к актерам, но и зрителя к театру.

В любом случае работа интересная, ведь она расширяет жанровые горизонты театра.

Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем