Город Государство позаботится об одаренных детях

Государство позаботится об одаренных детях

Стал известен перечень мероприятий 2012 года в рамках работы над проектом концепции «Одаренные дети», которая предусматривает дополнительное финансирование для сильных школ, успешных учителей и талантливых школьников. Так, к 1 сентября 2012 года планирует

Стал известен перечень мероприятий 2012 года в рамках работы над проектом концепции «Одаренные дети», которая предусматривает дополнительное финансирование для сильных школ, успешных учителей и талантливых школьников. Так, к 1 сентября 2012 года планируется создать государственный просветительский канал, а с 1 июля победители и призеры олимпиад должны будут получить дополнительные льготы. Кроме того, сельским школам дадут деньги для работы с одаренными детьми (к 1 октября) и появятся премии для тех, кто показал высокие результаты на олимпиадах и ЕГЭ (к 1 декабря).

Напомним, что проект Концепции общенациональной системы выявления и поддержки молодых талантов и комплекс мер по ее реализации были рассмотрены на президиуме Государственного совета, состоявшегося 27 февраля 2012 года в Чебоксарах. Именно тогда глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко предложил организовать грантовую поддержку педагогов, успешно работающих с одаренными детьми. «Нужно поддержать педагогов, которые обеспечивают высокие результаты по развитию одаренностей. Один из возможных вариантов поддержки – это система специальных грантов для педагогов. Например, выдавать гранты на один год на сумму от 50 тысяч рублей. Но не более 100–150 тысяч, иначе это выйдет за рамки возможного», – предложил Фурсенко.

По словам министра, в России уже действует система президентских грантов для лучших школ. Глава Минобрнауки предложил распространить ее на учебные заведения, занимающиеся обучением талантливых детей. Один из разделов концепции посвящен олимпиадному движению. Предполагается увеличить охват школьников, участвующих в олимпиадах, расширить список предметов, по которым проводились бы олимпиады.

Ранее, в 2009 году, группой ученых и учителей был разработан другой схожий проект, который получил название Колмогоровский проект (концепция программы развития интересов, склонностей и способностей учащихся в области математики, информатики и естественных наук). По мнению директора Московского центра непрерывного математического образования Ивана Ященко, в Колмогоровском проекте заключены хорошие посылы, хотя до конца и не проработанные.

«Колмогоровский проект, с моей точки зрения, – документ второго уровня, – поясняет Ященко. – Концепция общенациональной системы выявления молодых талантов и должна создать возможности для реализации подобных проектов. Работа с одаренными детьми, конечно, ведется. Причем в значительной мере независимо от документов, принимаемых чиновниками. Что касается сети спецшкол, то я не уверен, что ее необходимо создавать по указке сверху, чтобы, допустим, в каждом федеральном округе была такая школа».

Директор Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) Уральского федерального университета (УрФУ) Вениамин Расин, напротив, считает, что было бы правильно использовать опыт специализированных учебно-научных центров. «В таких центрах удается сохранять достаточно высокий уровень подготовки школьников, – рассказывает он. – Создавать подобные центры (интернаты) нужно при крупных университетах. Сейчас в стране всего четыре таких интерната (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге при Уральском федеральном университете). Материальное вознаграждение – хороший стимул. Среди тех, кто сегодня работает с одаренными детьми, очень многое держится на энтузиазме педагогов. Нужна система финансовой поддержки. Хорошо бы привлекать для работы с одаренными детьми преподавателей вузов и соответственно им платить».

Заместитель директора пермской гимназии №2 по учебно-воспитательной работе Светлана Силина считает, что развивать одаренных детей – это не только возможность, но и обязанность каждой гимназии. «Существует целый комплекс мер, которые направлены на развитие ребенка, – продолжила собеседница. – Если говорить об учебной деятельности, то это олимпиады, конкурсы и тому подобные мероприятия, помогающие ребенку раскрыть свой интеллектуальный потенциал. Кроме того, очень важна и неучебная работа. Учащиеся нашей гимназии регулярно совершают путешествия по городу, выезжают на экскурсии. По результатам таких занятий они готовят проекты на самые различные темы». По словам Светланы Силиной, поддержка одаренных детей – это многогранный процесс. «Одаренность подразумевает разностороннее совершенствование личности», – добавила она.

«Не каждый ребенок рождается одаренным, но в каждом можно развить способности, в том числе музыкальные, – уверена преподаватель музыки тюменской гимназии №16, победительница городского конкурса «Учитель года – 2012» Марина Деньгина. – Опыт подсказывает, что можно добиться потрясающих результатов, когда «обычный» ребенок затем становится профессиональным музыкантом. Этому помогает организованная вокально-хоровая работа, работа с ритмом, индивидуальные занятия, участие в концертах, налаженная связь с учреждениями дополнительного музыкального образования. Многие наши ученики во внеурочное время занимаются в школе искусств «Дебют». Учитель должен стимулировать саморазвитие ребенка, творческие результаты не заставят себя долго ждать».

Интересная дискуссия разгорелась вокруг формирования системы работы с одаренными детьми в конференц-зале Тюменского госуниверситета 29 марта, где в этот день проходило заседание комиссии по развитию образования Гражданского форума Тюменской области. Участники встречи обсудили новые подходы к работе с одаренной молодежью региона, сразу выявив в ней несколько важных, проблемных моментов.

В частности, ректор Тюменского государственного нефтегазового университета Владимир Новоселов отметил, что в предметных олимпиадах на уровне региона сегодня участвуют лишь чуть более 3% от общего числа старшеклассников, что у нас есть стратегия развития самой Тюменской области, но в ней нет раздела кадрового обеспечения социально-экономического роста. Все это делает непонятным, кто будет создавать новую жизнь в регионе, славу которого всегда формируют именно талантливые ученые, конструкторы, художники, поэты.

Президент Тюменского государственного университета Геннадий Куцев настаивал на том, что начинать работу с одаренными детьми необходимо с формирования пула педагогов, способных с ними работать, а таких, как показывают исследования, всего 2% от общего числа школьных учителей.

Фото: Фото с сайта Todayszaman.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем